Разберемся, что относится к организационным договорам
Содержание
Организационные документы — это целый пакет документов, в них прописываются правила, по которым будут выстраиваться отношения между членами организации, базовые принципы создания организации и ведение всей ее хозяйственной и деловой деятельности. Такими документами определяется организационно-правовая формы предприятия, фирмы или организации, ее структура и поле деятельности, численность штата, а также руководствующий состав, число специалистов по разным направлениям.
Сведения, прописываемые в организационных документах
Любому новому шагу в организации предшествует подписание определенного документа. Все действия четко регламентированы сводом правил, положений и постановлений. В организационных документах прописывается внутренний распорядок, формирование органов управления, структура организации, режим работы, четко оговариваются основные моменты организации труда, прописываются тарифы на оплату труда специалистов разных профилей и много других моментов.
Что такое учредительные документы
Основными организационными документами для любого предприятия, фирмы или организации служат учредительные документы. Не имея учредительных документов невозможно оформление юридического лица. В таких документах содержится вся самая важная информация об организации: ее учредители, юридический адрес, правовой статус, сфера деятельности, степень ответственности, данные об имуществе и его использовании, а также обозначен порядок ликвидации или реорганизации организации, если в этом возникнет необходимость.
Выделяют три основных учредительных документа:
- устав организации
- положение об организации
- учредительный договор.
Порядок оформления организационных документов и общие положения о них приведены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ.
Устав организации
Устав организации представляет собой правовой акт, в котором содержится перечень правил, которые были установлены государством или предприятием (организацией), которые наделены полномочиями регулировать деятельность таких организаций и управлять ими. Устав может быть дисциплинарный, строевой, ветеринарный, Устав ООО, Устав ОАО и другие. Такой документ утверждается учредителями и устанавливается правовой статус организации, как юридического лица. Будучи юридическим лицом можно уже проходить государственную регистрацию.
Положение об организации
Положение об организации – это еще один правовой акт. На основе положений работают бюджетные государственные организации, органы власти, а также отделения и филиалы организаций разных форм собственности. В положении обозначены права, функции, задачи, порядок деятельности и степень ответственности организации.
В положении некоммерческой организации прописывается:
- полное название организации с указанием рода деятельности
- организационно-правовая форма организации
- определяется род деятельности и ее цели
- управление деятельностью
- юридический адрес организации
- права и обязанности ее членов
- информация о филиалах и представительствах
- условия и членство, если оно есть
- источники формирования имущества
- порядок использования общего имущества в случае ликвидации, если организация некоммерческая
- порядок изменения учредительных документов для некоммерческих организаций.
Все положения прописаны в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
Для оформления Положения об организации разработан общий бланк организации.
Учредительный договор организации
Учредительный договор заключается между всеми учредителями организации (юридического лица) при ее создании. В договоре учредителями принимается обязанность по созданию юридического лица, определяется порядок и участие в совместной деятельности, оговариваются условия передачи имущества учредителей. Согласно договору также распределяется и прибыль между участниками или понесенные убытки. В учредительном договоре прописываются правила управления деятельностью организации, условия выхода участников из состава учредителей.
Какие еще документы относятся к организационным документам?
К организационным документам кроме учредительных относятся и ряд других документов. К ним можно отнести:
- Положение о совещательном органе организации
- Положение о структурных подразделениях организации
- Положение о коллегиальном органе управления
- Документ о структуре и штатной численности организации
- Внутренний регламент организации
- Штатное расписание
- Инструкции по отдельным направлениям деятельности
- Должностные инструкции работников
- Положение о персонале (правила внутреннего трудового распорядка)
Могут быть и другие документы, предусмотренные организацией.
Правом на утверждение организационных документов обладает руководитель организации, а в филиалах руководитель структурного подразделения или вышестоящей организации.
Заголовок в организационном документе должен отвечать виду самого документа. К примеру:
- должностная инструкция референта
- штатное расписание
- положение о персонале.
Все организационные документы в обязательном порядке должны проходить установленный порядок согласования, которое осуществляется с каждым из заинтересованных должностных лиц и подразделений, а также с юридической службой, которая проверяет их на соответствие действующему законодательству.
Организационно-правовые документы бессрочны по времени, они действуют до замены их новыми или до полной отмены, могут вноситься некоторые дополнения и изменения, если нет необходимости полностью менять документ.